МБОУК ДОД

button versia dlya slabovidyashih 01   

  • 3.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
ГЛАВНАЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
АФИША
ДШИ ОНЛАЙН
ПОСТУПЛЕНИЕ
РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ
Объявления Расписание занятий Домашние задания Выпускникам Летний лагерь Родительский комитет Попечительский Совет Рекомендуемые образовательные ресурсы Образовательные программы Антикоррупционное просвещение
РАБОТНИКАМ ДШИ
КОНТАКТЫ

Карташова Елена Валентиновна

 

Каждому человеку от рождения дается тот или иной дар судьбы. Мне повезло, я родилась в музыкальной семье. Мой отец самостоятельно овладел игрой на балалайке, дед играл на скрипке. Мама очень любила фортепиано. В довоенные и послевоенные годы музыкальных школ не было. Всех желающих обучали частным образом, приглашая учителя музыки домой. В нашей семье таким учителем был Борис Павлович Киселёв, как оказалось позже, первый директор музыкальной школы. Мне тогда было пять лет. Классическая музыка постоянно звучала в нашей семье. Я сидела дома за инструментом и подбирала на слух знакомые мелодии. В этот момент пришел Борис Павлович и из прихожей я слышу его голос: «А кто это Баха играет?». Мама ответила: «Моя дочь, Лена». Он вошел, высоко поднял меня и произнес: «Когда подрастешь, обязательно приходи учиться в музыкальную школу». Вскоре я стала ученицей школы».

https://disk.yandex.ru/d/KTKhIf89PL_z-g  


ДЕТСТВО, МОИ РОДИТЕЛИ И ПРЕВЫЕ УЧИТЕЛЯ…
     «Росту моих музыкальных способностей и кругозора способствовала моя семья. Папа (Черепанов Валентин Алексеевич) работал главным диспетчером в заводоуправлении, совмещая с работой в типографии. Он любил книги. В течение жизни собрал большую, интересную библиотеку, в которую входили классическая русская зарубежная и современная литература. Мне не надо было никуда ходить, библиотека была дома, и я пристрастилась к чтению. Было ещё одно увлечение у моего отца любовь к поэзии, которую он привил и нам, дочерям. Позже на мой поэтический расцвет повлияла поэзия Беллы Ахмадулиной, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, стихи Бориса Пастернака. В стихах поэтов до сих пор   меня привлекает тонкое чувствование состояния души и психологии человека; чувства любви к женщине, к жизни, к Родине, которые сильно, проникновенно и трогательно передают и описывают поэты. Отец хорошо излагал любой литературный материал, писал статьи. Одной из интереснейших его работ стал роман «Там, на грани бытия». Кроме того, папа хорошо пел. У него был приятный тенор. Он слышал выдающихся оперных певцов: Сергея Яковлевича Лемешева и Ивана Семеновича Козловского. Папа любил народную музыку, сам хорошо исполнял русские народные песни. Часто родители устраивали семейные концерты: папа играл на балалайке, а мама на фортепиано. У мамы (Черепанова Вера Владимировна) не было музыкального образования. В детстве она брала частные уроки по фортепиано у учительницы-немки. Во время войны была незаменимым концертмейстером в концертных фронтовых бригадах. Но только в сорок лет получила музыкальное образование, окончив Вечернее отделение музыкальной школы города Свердловска-44 (преподаватель Нина Ануфриевна Валькова). Восемнадцатилетней девушкой мама пережила блокаду Ленинграда, прошла Великую Отечественную войну. На фронте встретила любимого человека, моего отца. Так война соединила моих родителей. Дома мама всё делала сама, своими руками: вышивала, шила, прекрасно готовила, и я до сих пор готовлю по её рецептам. Мама всей душой любила музыку и эту любовь передала мне и моей сестре. Мама  работала музыкальным работником в детском саду. Каждый раз я с благодарностью вспоминаю своих родителей, от которых мне в наследство достались самые лучшие качества.
     Моим первым преподавателем в музыкальной школе по классу фортепиано стала Сурина Мария Григорьевна, у которой я приобрела первые навыки игры на фортепиано. Вместе со мной у Марии Григорьевны начинала учиться Светлана Краснопевцева. Света была хрупкой девочкой, очень маленького роста, но ярко исполняла произведения на школьной сцене. Я всегда обращала на её игру внимание, она играла очень хорошо. Позже Светлана (Краснопевцева Светлана Николаевна) стала преподавателем по классу фортепиано в музыкальной школе г. Свердловск-44 (г. Новоуральск). В школе и городе, в учреждениях культуры работают её выпускники. После окончания шестого класса Мария Григорьевна вышла замуж и уехала с мужем в г. Дубна, Московской области. А меня перевели в класс к очень талантливому и   творческому преподавателю Гавриной Людмиле Петровне. Она покоряла музыкой всех своих учеников. Много играла сама. Это восхищало нас. Класс Людмилы Петровны Гавриной был большой, все её ученики были увлечены музыкой и творчеством. Вместе со мной в классе Людмилы Петровны учились Борисова Галина, Унгвицкая Наталья девочки, которые позже, также как и я, выбрали профессиональный путь музыканта. Пятьдесят лет Борисова Галина Васильевна посвятила музыкальной педагогике в Детской школе искусств г. Новоуральска. Выпустила более 200 выпускников. А Унгвицкая (Джорбенадзе) Наталья Евгеньевна — до сих пор успешно работает преподавателем высшей категории в Свердловском Мужском хоровом колледже (СМХК), являясь ведущим специалистом по классу фортепиано. Её ценят в области, знают в родной школе как председателя жюри конкурса-фестиваля «Фортепианные миниатюры» (г. Новоуральск). В 50-е годы в музыкальной школе училось много талантливых детей, которые впоследствии продолжили профессиональное музыкальное образование. Мой путь профессионала начался очень рано, с шести лет. Будучи ученицей подготовительного класса, я впервые получила опыт публичного выступления в театре, позже имела возможность записи на радио и телевидении, выступая   в ансамбле с Людой Ильченко (Терентьева Людмила Григорьевна). Ансамблевую практику с Людмилой мы продолжили и в Свердловском музыкальном училище имени П. И. Чайковского. Наш ансамбль стал победителем первого конкурса ансамблей (I место, г. Свердловск). В разные годы Людмила Григорьевна Терентьева преподавала фортепиано в музыкальной школе г Свердловск-44, работала концертмейстером в учреждениях культуры города Новоуральска.
     У нас, у детей, была здоровая конкуренция. Помню, как легко для меня было написать диктант по сольфеджио. Преподаватель сольфеджио Мешкова Фаина Михайловна, при проверке моего диктанта каждый раз говорила нам одну и ту же фразу: «Ну что поделаешь – абсолютный слух!». С Людмилой Петровной мы очень серьезно и профессионально работали над опорой и звукоизвлечением. Я осознала и поняла всю пианистическую «кухню». За год Людмила Петровна подготовила меня к поступлению в училище. В 13 лет я стала студенткой Свердловского музыкального училища имени П. И. Чайковского. Исаак Зетель, прослушав моё выступление произнёс: «Твой педагог подготовил тебя так прекрасно для поступления в училище, что я бы тебя лучше не подготовил!». Эти слова явились успешной оценкой педагогической деятельности Гавриной Людмилы Петровны и всего коллектива музыкальной школы.
     И
з впечатлений о школьной жизни мне запомнились встречи с Александром Алексеевичем Бакуловым. Это был кудрявый, красивый и очень обаятельный молодой музыкант, выпускник Московской консерватории, который приехал преподавать к нам в школу. Признаюсь, он очаровал меня своей игрой, и я втайне завидовала всем, кто учился у него в классе. Я посещала все его концерты, после которых бежала в класс к роялю и вдохновенно играла. Он покорял всех только одним своим видом, присутствием, не говоря уже о своих исполнительских качествах. А когда стал директором школы, то создал в школе незабываемую творческую атмосферу. В школе проходило много концертов. Александр Алексеевич постоянно выступал с концертными программи, вовлекая весь коллектив в исполнительство. Преподаватели и ученики играли соло, в 4 руки. В центре всегда находился сам А. А. Бакулов. Помню, как он исполнял в ансамбле со своей ученицей произведение А.И. Хачатуряна Вальс к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». Выступление произвело на меня неизгладимое впечатление. Я до сих пор вспоминаю и говорю об этом человеке с трепетом, любовью и волнением. Я не училась у Александра Алексеевича, а только наблюдала за ним со стороны. Но этого было достаточно, чтобы понять, куда мне надо двигаться. Александр Алексеевич   показал мне перспективу пианиста-исполнителя. Он определил мой взлет! Спасибо, что музыкант такой       величины был в моей жизни!»
 
ЮНОСТЬ, СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ
     Я очень счастливый человек, иногда мне казалось, что кто-то ведет меня по жизни. Я всегда училась у самых лучших преподавателей. Один из самых главных и значимых музыкантов, который сделал мою жизнь яркой и насыщенной в исполнительском смысле был Исаак Зусманович Зетель. Это была очень многогранная личность. Представьте, И.З. Зетель окончил Московскую консерваторию (1948) и аспирантуру при ней по классу Генриха Густавовича Негауза (1951). Одновременно с исполнительской аспирантурой прошел консерваторский курс по классу хорового дирижирования и закончил аспирантуру по эстетике. С 1951 по 1992 год работал в Уральской консерватории. Сначала на кафедре хорового дирижирования (до 1954 года), потом на кафедре специального фортепиано. С 1973 года возглавил кафедру специального фортепиано. В 1977 году получил звание профессора и почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР». Несомненно, И.З. Зетель внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры Уральского региона. Он любил выступать. В его интерпретации на Урале впервые прозвучали многие произведения классического и современного репертуара. Я слушала в его исполнении Второй Концерт И. Брамса, Рапсодию на тему Паганини для фортепиано с оркестром С. Рахманинова, Первый Концерт Н. Метнера. В своих программах И.З. Зетель любил исполнять пьесы Ф. Шопена, Ф. Листа, И. Брамса, С. Рахманинова, А. Скрябина, Н. Метнера. Исаак Зусманович Зетель выполнил завет своего учителя Генриха Густавовича Нейгауза. Он выучил и исполнил в нескольких концертах 32 сонаты Л. Бетховена. Вот у такой масштабной и творческой личности я училась. Это была большая честь и ответственность. Мы, ученики И.З. Зетеля, не могли позволить себе прийти на занятие неподготовленными. К первому уроку программа была выучена наизусть. Исаак Зусманович воспитывал нас, учеников, в труде. Все занимались невероятно много. В среднем ежедневно я занималась на фортепиано по 6-8 часов. Помню, как Исаак Зусманович Зетель пригласил меня в класс и попросил очень быстро выучить довольно-таки трудное произведение И.С. Баха — Партиту ми минор. Ситуация была экстремальной. Я принесла выученное произведение через день, чему И.З. Зетель был крайне удивлен. Произведение было выучено за 16 часов… Меня связывают с И.З. Зетелем годы учебы в училище, консерватории и два года в аспирантуре — всего 11 лет. Это было интересное время! Я много играла, постоянно участвовала в концертах, много гастролировала. За каждым выступлением стояла очень кропотливая ежедневная работа. Исаак Зетель часто говорил нам ученикам: «Чтобы хорошо играть, важно постоянно расширять музыкальный кругозор. Если не знаешь искусство, играть не будешь!». Я много читала и увлечённо занималась, продвигаясь упорно к намеченной цели.
     Мне посчастливилось учиться у самых даровитых преподавателей в училище и консерватории. Хочу вспомнить Герца Давидовича Цомыка, преподавателя по классу камерного ансамбля. Кстати, И.З. Зетель любил выступать совместно с виолончелистом Г.Д. Цомыком, устраивая большое количество ансамблевых вечеров для студентов. В консерватории я училась по классу камерного ансамбля и классу аккомпанемента у известного советского пианиста, музыковеда, профессора (1969), Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1968) Бориса Ильича Певзнера. В консерватории некоторое время работала концертмейстером в классе Заслуженного артиста РСФСР, профессора Свердловской консерватории Льва Моисеевича Мирчина. Л.М. Мирчин оказал огромное влияние на музыкальную культуру Урала. Солист (скрипка) симфонического оркестра Свердловской филармонии, Первая скрипка квартета им. Н. Я. Мясковского. В концертах квартет исполнял произведения композиторов всех эпох и стилей, знакомил публику с современной музыкой, с музыкой уральских композиторов. Известно, что в один из немногих свободных дней музыканты сыграли почти все квартеты Йозефа Гайдна. Также меня связывало интересное творческое сотрудничество с главным дирижером симфонического оркестра Свердловской филармонии, профессором Уральской консерватории Марком Израилевичем Паверманом. Для меня было честью исполнить с симфоническим оркестром под управлением М. И. Павермана в Свердловской филармонии произведение Л.Бетховена Концерт № 4 соль мажор в трёх частях. Мне посчастливилось встретиться и с Генрихом Густавовичем Нейгаузом, учителем Исаака Зусмановича Зетеля. Тогда я была студенткой училища и занималась в классе у И.З. Зетеля на втором курсе. Это был ноябрь 1961 года. К тому времени 74-летний Г.Г. Нейгауз завершил свою концертную деятельность и в Свердловск ехать не собирался. Но благодаря настойчивой просьбе Исаака Зусмановича Зетеля, лично приехавшего за ним в Москву, визит Генриха Густавовича на Урал состоялся. На встречу с ним собралось большое количество студентов, музыкантов. Впервые зал музыкального училища показался тесным, неспособным вместить всех желающих. Для открытых уроков были выбраны достойные студенты фортепианного отделения, с которыми он занимался в Большом зале. Класс Исаака Зетеля представляла я и Марина Тютина студентка четвёртого курса, выпускница музыкальной школы, г.Свердловска-44. Это была самая высокая для нас похвала. Марина Тютина впоследствии стала талантливым преподавателем по классу фортепиано и оставила после себя много ярких музыкантов. Высокий профессионализм, интеллигентность, эрудиция, широта взглядов, интерес ко всему новому, желание передать свои знания другим, внимание и уважение к людям вот те черты, которые привлекали меня в музыкантах.
     После окончания консерватории («красный диплом»), я получила предложение   от ректора консерватории Бориса Дмитриевича   Гибалина приступить к деятельности концертмейстера в оперном театре, но я отказалась. Исаак Зусманович посоветовал   мне работать солисткой в Свердловской филармонии. Некоторое время я ездила с концертами по городам Свердловской области. Но основной деятельностью была музыкальная педагогика в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского, которой я посвятила всю свою жизнь.

А В СЕРДЦЕ МУЗЫКА ЗВУЧИТ!
 
«Ты, музыка, язык любви
Созданье Божьего свеченья,
Как очищаешь душу ты,
Как зажигаешь вдохновенье!»                                                                                                                                
 
Людмила Кудрявцева
 
     Мой путь педагога-музыканта начался с 1969 года. В 2019 году я отметила полувековой юбилей преподавательской деятельности в Свердловском музыкальном училище имени П.И. Чайковского. В этом же училище долгое время успешно работала моя сестра Ирина Черепанова, выпускница ДШИ г. Новоуральска, многократный лауреат международных конкурсов. В 1998 году Ирина получила высокую правительственную награду - Медаль ордена «За заслуги перед Отчеством» IIIстепени.
     У меня большой педагогический опыт. За это время выпущено более 100 музыкантов-профессионалов. Из последних выпускников хочу вспомнить: Хохрякову Анну, лауреата I степени конкурса «Klavissimo» (Уральский музыкальный колледжа г. Екатеринбург, 2016 г.); Мельникову Ксению, лауреата 1 степени Международного фестиваля-конкурса «Worldart», (г. Екатеринбург, 2016г.); Кожевникову Анну, лауреата III степени конкурса «Бартоломео Кристофори», (г. Санкт Петербург 2018 г.); Домбровскую Злату выпускницу Детской школы искусств г. Новоуральска (2016 г.), диплом лауреата I степени Первого Международного конкурса исполнительского мастерства, посвященного И.-С. Баху «Maestoso», (г. Ижевск, 2019 г.). Я неоднозначно отношусь к исполнительским конкурсам. Погоня за лауреатством чревата негативными последствиями. Во всем должна быть разумность и тогда будет яркий всплеск мотивации, стимула, эмоций. Очень важно помочь студенту выстроить график конкурсов. Конкурс — это большая энергетика двух людей, учителя и ученика. Именно поэтому преподавателю необходимо сочетать в себе две сферы деятельности: педагога и исполнителя. Таким примером были для меня А.А. Бакулов, Л.П. Гаврина, И.З. Зетель и многие музыканты,с которыми мне довелось встретиться.
     Профессия преподавателя интересна тем, что можно передать и выразить в ней себя. Преподавателю-музыканту важно все время быть в пути, развиваться в разных направлениях. Всю жизнь я посвятила служению музыке, раскрывая себя в различных видах творчества. У меня много увлечений: в свободное время я рисую, пишу стихи, делаю панно из соленого теста и устраиваю выставки. Люблю делать маленькие скульптурки и подарочки для друзей. Сейчас готовится к выпуску книга моих стихов с моими иллюстрациями о любви и о музыке.
     Часто я задаю себе вопрос, что повлияло на моё становление музыканта, педагога? И понимаю, что большую роль оказала не только семья, мои учителя, собственная целеустремленность, но и филармонические концерты, а также практика выступлений на сцене. Исаак Зетель предоставлял каждому ученику возможность проявить себя в сольных выступлениях. Неоднократно мне приходилось выступать с симфоническим оркестром в Магнитогорске, Челябинске и других городах. Мой вкус формировали самые лучшие музыканты. Я помню незабываемые встречи с Верой Горностаевой и мастер – классы с её учениками, игру Святослава Рихтера с дирижером Кириллом Кондрашиным. Концерт великого пианиста открыл для меня новые горизонты! В свердловской филармонии я слушала выдающихся исполнителей: Эмиля Гилельса, Дмитрия Башкирова, Татьяну Николаеву, Элисо Вирсаладзе, Давида Ойстраха, Мстислава Ростроповича и др. Такие концерты побуждали к активной самостоятельной работе.
      После окончания консерватории я приняла участие во Всесоюзном конкурсе исполнителей в г. Москве. Конкурс придал мне профессиональную уверенность. В 2017 году моё участие в Международном конкурсе исполнителей (Франция) было удостоено звания Лауреата I степени.
     Я прожила активную, творческую жизнь. И всё это время рядом со мной была моя семья и музыка. Особую роль в моей жизни сыграл мой супруг, Карташов Вячеслав Леонидович, — мой друг и главная поддержкав творчестве и жизни. Вячеслав Леонидович первый вдумчивый слушатель, и серьёзный наставник, к мнению которого я всегда прислушиваюсь при подготовке концертных программ. Его ценные рекомендации, касающиеся развития формы и понимания драматургии произведения помогают мне более содержательно и объемно раскрыть замысел композитора. Хочу сказать несколько слов о творческом пути мужа. Вячеслав Леонидович — выпускник Уральской государственной консерватории (УГК) по классу оркестрового дирижирования (класс Л.З. Болковского, 1968г.) и отделения оперно-симфонического дирижирования (класс народного артиста РФ, профессора М.И. Павермана, 1974г.). После окончания консерватории работал дирижером в Свердловском академическом театре оперы и балета и, параллельно, в Уральской консерватории, где вел, и ведет весь комплекс дирижерских дисциплин. В течение 12 лет Вячеслав Леонидович был руководителем и дирижером оркестра студентов УГК. Концертные программы, подготовленные в этот период, прозвучали в концертных залах консерватории, филармонии, концертном зале им. Маклецкого. Ряд концертов записаны на радио и телевидении.  Сегодня Вячеслава Леонидовича знают не только как лауреата Всероссийских и Международных конкурсов, профессора, заведующего кафедрой оркестрового дирижирования Уральской государственной консерватории и преподавателя Уральского музыкального колледжа при Уральской консерватории (музыкальная десятилетка), но и как члена Союза театральных деятелей России, члена жюри   всероссийских и международных конкурсов оркестров и ансамблей. Вячеслав Леонидович воспитал плеяду выпускников кафедры дирижирования. Его выпускники успешно работают с учебными и профессиональными оркестровыми коллективами в различных городах Уральского региона, а также дирижерами и руководителями музыкальных театров и филармоний в России и за рубежом. Многие ученики Вячеслава Леонидовича являются лауреатами различных Международных и Всероссийских конкурсов, имеют почетные звания РФ.
     Атмосфера увлеченности творчеством и музыкой передалась моим детям и внукам. Музыка звучит в сердце каждого из них. В заключение хочу сказать: «Пока существует музыка, люди могут понимать друг друга. Музыка воспитывает любовь к прекрасному, делает душу человека чище, светлее, добрее». 
 
«Мне снилась музыка… Во мгле
Такая в ней светилась сила!
И всё, что было на земле,
Всё из неё происходило!»
Игорь Таяновский 
 
В канун 70-летия любимой и родной школы хочу выразить слова благодарности. Мои личные заслуги это успех преподавательской деятельности коллектива школы 50-х годов. Время очень быстротечно и этих людей уже нет в живых. Но память к прошлому способствует передаче знаний, секретов мастерства, любви к своей профессии следующему поколению молодых музыкантов. Всю жизнь я дружила с музыкальной школой г. Новоуральска. Приезжала с концертами, проводила семинары, привозила своих учеников. Очень хочу, чтобы радость встреч с людьми, которые работают в этой школе, продолжалась еще долгие годы. Желаю школе воспитать много талантливых музыкантов! Здоровья и процветания всему коллективу!

 

 

Наверх