МБОУК ДОД

button versia dlya slabovidyashih 01   

  • 3.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
ГЛАВНАЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
АФИША
ДШИ ОНЛАЙН
ПОСТУПЛЕНИЕ
РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ
Объявления Расписание занятий Домашние задания
Сольфеджио Музыкальная литература Слушание музыки Хор Вокал История искусств Фольклорный ансамбль Народное музыкальное творчество Хореографическое творчество Искусство театра Подготовительный класс Оркестровый класс Изобразительное творчество Духовые и ударные, Диджеинг
Выпускникам Летний лагерь Родительский комитет Попечительский Совет Рекомендуемые образовательные ресурсы Система персонифицированного дополнительного образования детей СВЕДЕНИЯ Образовательные программы Антикоррупционное просвещение
РАБОТНИКАМ ДШИ
КОНТАКТЫ

Субботина Ольга Константиновна

Творческая биография

Ольга Константиновна Субботина – преподаватель первой квалификационной категории по классу фортепиано, ансамбля, аккомпанемента. Стаж работы в Детской школе искусств 45 лет. Общий стаж педагогической работы – 52 года.
Выпускница Детской музыкальной школы Новоуральска 1958 года. Училась уСветланы Михайловны Кузьминой (фортепиано), Александра Алексеевича Бакулова (фортепиано) и Фаины Михайловны Мешковой (сольфеджио, музыкальная литература). Член ВЛКСМ с 1954 года.
С 1958 по 1964 годы – училась в Свердловском музыкальном училище им. П.И. Чайковского (заочно). В 1959 году начала преподавать в Детской музыкальной школе Новоуральска. В 1964 году переехала с семьей в город Красноярск–45 (Зеленогорск) и преподавала фортепиано в Детской музыкальной школе. С 1968 по 1970 годы Ольга Константиновна преподавала фортепиано в Минераловодской районной детской музыкальной школе № 1, поселка Новотерский Ставропольского края. С 1970 по 1971 годы работала педагогом по классу фортепиано в детской музыкальной школы города Шевченко (ныне Актау) Казахской ССР. 
В 1971 году Ольга Константиновна вернулась в родной город Свердловск-44, ныне Новоуральск, и возобновила трудовую деятельность в Детской музыкальной школе в качестве концертмейстера в классе Ольги Николаевны Первуниной (виолончель) и Галины Алексеевны Глуховой (скрипка). Являлась секретарем общих педсоветов.
Позже начала преподавательскую деятельность в Вечерней школе на фортепианном отделении. С 1977 по 1987 годы О.К. Субботина возглавляла фортепианную секцию отделения общего музыкального образования (Вечерняя школа общего музыкального образования). Ольга Константиновна бережно, терпеливо и заинтересовано передавала ранее накопленный опыт молодым преподавателям.
Сплачивая коллектив интересной внеклассной работой, она всегда была примером активной исполнительской и шефской деятельности на отделении и школе. Ольга Константиновна проводила много классных вечеров и коллективных уроков по чтению с листа, конкурсы «Кто лучше?», постановочные спектакли «Урок музыки». Много выступала на сцене и объединяла детей игрой в ансамбле в 4 руки. Ольга Константиновна увлекла педагогической работой и свою дочь, Елену Валерьевну Васильеву, которая, успешно окончив в 1980 году Асбестовское музыкальное училище, вернулась работать в родную школу. Вместе они организовали немало интереснейших мероприятий.
Как любитель, Ольга Константиновна занималась вокальным искусством под руководством Игоря Борисовича Клементова. Вместе с концертмейстером Галиной Арсеньевной Клементовой выступала на концертах в Детской школе искусств, музыкальной школы, клубе «Строитель», в городской библиотеке, дошкольных учреждениях.
В 1991 году Ольга Константиновна перешла работать преподавателем по классу фортепиано на отделение «Юность», а, затем, на отделение Общего эстетического образования.
Ольга Константиновна обладала большим опытом работы с подростками, ее ученики постоянно участвовали в школьных концертах и музыкальных фестивалях.
За время педагогической деятельности О.К. Субботиной выпущено более ста человек. Около двадцати выпускников окончили средние и высшие музыкальные учебные заведения. Среди них: Светлана Кузнецова, Светлана Пахтусова, Марина Гура, Евгений Сога, Лариса Щекалёва, Маргарита Михеева, Елена Никитина, Елена Малова, Елена Луженкова.
Выпускники Ольги Константиновны занимаются детской педагогикой и детским творчеством успешно работают в разных городах России: Минеральных Водах, Уфе, Екатеринбурге, Верхней Пышме, Новоуральске и за рубежом.
За добросовестный труд и творческую деятельность О.К. Субботина имеет награды:

  • Знак Министерства культуры СССР «За отличную работу», 1980 г.
  • Медаль «Ветеран атомной энергетики и промышленности», 1990 г.
  • Занесена в книгу «Художественное образование Среднего Урала», 2006 г.
  • Благодарности и грамоты Отдела культуры Администрации Новоуральского городского округа.

1 сентября 2013 года Ольга Константиновна Субботина вышла на заслуженный отдых.


 Воспоминания о школе

Хочу начать свой рассказ с размышления. Мы живем в эпоху сетевых коммуникаций: Молодые люди не испытывают сегодня проблем с овладением цифровой техникой. Они быстро и мобильно получают новую информацию. Но при этом ухудшаются их умственные способности, разрушается их эмоциональная и чувственная сфера. Наблюдая за молодыми родителями, вижу, как им не хватает культуры, кругозора, воспитания. Поэтому задача музыкальных, художественных школ, студий приобщить юное поколение к классической литературе, искусству, музыке и научить эмоционально воспринимать мир.
Я родилась в 1940 году, за год до Великой Отечественной войны в Казахстане. Брак моих родителей был повторный. У каждого из них уже было по двое детей. Но папа очень хотел дочь Ольгу. Имя выбрал в честь княгини Ольги, которая приняла христианство на Руси и слыла своей суровостью и справедливостью. Мои родители были интеллигентными людьми, любили искусство и музыку. Папа хорошо пел, у него был приятный тенор. Исполнял романсы, итальянские песни. Мама играла в любительских спектаклях. Оба работали в тресте «Алтай-золото». В семье был новый патефон красного цвета. Он меня привлекал тем, что я могла самостоятельно ставить пластинки с записями любимых папиных опер. Слушала и запоминала мелодии полюбившихся арий в исполнении Сергея Лемешева, Ивана Козловского, Елены Кругликовой и других оперных певцов. А потом устраивала представления для домашних.
Началась война. Папа ушел на фронт. Мама продолжала работать секретарем. В 1943 году случилось несчастье. Я получила огнестрельное ранение в ногу. Маме пришлось заниматься моим лечением, потребовалось несколько операций, что задержало мое поступление в школу. В первый класс я пошла в 8 лет. Шел 1948 год. Наша семья переехала в город Ленинабад. Родители, желая дать мне музыкальное образование, отвели меня в музыкальную студию при Доме культуры. Там я получила азы нотной грамоты и игры на фортепиано. Мне исполнилось 10 лет. Семья переехала в город Нижняя Тура, где я занималась музыкой частным образом. Только в 1952 году, когда родители переехали в Свердловск-44, я пришла в настоящую музыкальную школу, предъявив документы об образовании, которые мне предоставили мои частные учителя музыки. Я привела в изумление всю приёмную комиссию. Оценки в документе не соответствовали моим музыкальным данным и навыкам. Члены комиссии оценили меня на «хорошо» и «отлично».
Я всегда училась прилежно и поэтому развивалась в музыкальном плане стремительно. Особенно мне нравился предмет «сольфеджио» и преподаватель Фаина Михайловна Мешкова. Фаина Михайловна была всегда аккуратно причёсана, приветлива и доброжелательна, держалась скромно, а одевалась очень строго. На ней был сарафан и блузочка. Школа находилась на улице Крупской. Это было двухэтажное здание. Группы в классе были немногочисленными, составляли 5-7 человек. На уроках по сольфеджио мы много пели дуэтом, «с ходу» писали диктанты. И давалось все нам очень легко. Фаина Михайловна сидела за столом и мягким, вкрадчивым голосом передавала нам свои знания по сольфеджио.
Первым преподавателем по фортепиано стала Кузьмина Светлана Михайловна. Еще мне выпало большое счастье в том, что я в числе нескольких учеников попала в класс Александра Алексеевича Бакулова. В одном классе со мной занимались Марина Тютина, Нина Чернова, Света Мезенцева, Витя Кислицын, а в младшем классе Медведева Татьяна Александровна.
Этот период жизни был для меня самым ярким, замечательным и судьбоносным. До сих пор в моей памяти хранится незабываемый образ Александра Алексеевича — обаятельный, с живыми, с какой-то искринкой, серыми глазами, приятной, притягательной улыбкой. Он был олицетворением доброжелательности, мягкости, большой тактичности. Никогда ни с кем он не позволял себе повысить голос, унизить чьё-то достоинство, раздражаться.
Прийти к нему с невыученным заданием казалось просто невозможным, постыдным. Указания его никогда не обижали, а наоборот вызывали новый подъем в работе. Сам он играл великолепно и своим блестящим исполнением заряжал нас, вселяя творческую радость и оптимизм.
Помню, подходя к классу к нему на урок я несколько минут, затаив дыхание с волнением слушала его игру из-за дверей, боясь, что он оторвется от рояля, увидев, что я пришла на урок. Это для меня была мини-филармония, где я могла насладиться звуками произведений Шопена, Рахманинова, Листа, Шумана, Грига, Брамса, Чайковского и других композиторов.
А какой неожиданностью, волнительной радостью было его решение устроить нам с Мариной Тютиной сольный концерт в 2-х отделениях перед выпускным экзаменом. В ансамбле с ним мы играли концерты, а когда исполняли пьесы и этюды, то Александр Алексеевич из-за кулис поощрительно ободрял нас своей лучезарной улыбкой, придавая нам уверенность, эмоциональный подъем, ощущение праздничности.
Его выступления в театре пользовались огромным успехом, являясь своеобразным ликбезом в нашем городе в воспитании вкуса, привития высокого искусства, приобщения к классической музыке.
Встреча с этим талантливым, замечательным музыкантом и определила мой дальнейший жизненный путь. Без музыки, без фортепиано я уже не мыслила своего существования.
Сколько же слез, переживаний было у меня, когда я узнала, что он уезжает. Так случилось, что в день его отъезда я направлялась к своей подруге, которая жила в одном доме с Александром Алексеевичем. Неожиданно я заметила Александра Алексеевича с женой и дочкой. Я поняла, что он уезжает из города. Увидев меня, он как-то радостно бросился ко мне, обнял и попросил проводить его на вокзал. Я села с ними в машину. У меня, конечно же, не было с собой пропуска, и он задержался со мной у КПП и еще несколько минут напутствовал меня, желал счастья, успехов, уверенности во всем и просил написать ему в Москву.
Каково же было мое удивление, волнение, когда я получила от него письмо, в котором он просто, доверительно сообщал мне о своей работе, делах и заботах. Интересовался моими успехами в учебе, в жизни. Училась я на 1-м курсе училища имени П.И. Чайковского.
Была еще одна последняя встреча на праздновании Юбилея нашей школы. До начала праздничного концерта я нашла его, сидящим в концертном зале. Увидев меня, он живо пригласил сесть рядом. Немного пообщавшись, мы стали слушать концерт. Я попросила Александра Алексеевича обратить внимание на исполнение пьесы Э. Грига «Бабочка», которую играла моя дочь Лена. Он нашел ее исполнение музыкальным, технически свободным, осознанным. Затем я сказала, что это играла моя дочь. Услышав одобрительную оценку ее исполнению, во мне укрепилась мысль о её дальнейшем образовании, определении ее дальнейшей судьбы. Несмотря на свой немолодой возраст, Александр Алексеевич остался таким же естественным, простым в общении (не до панибратства), интеллигентным, открытым, искренним человеком.
В 1958 году после окончания музыкальной школы я поступила в музыкальное училище имени П.И. Чайковского города Свердловска. Закончив первый курс, вышла замуж и перешла на заочное обучение, совместив с работой в нашей музыкальной школе в качестве преподавателя по классу фортепиано. После рождения дочери Елены, молодая семья приняла решение уехать из города и начать новую самостоятельную жизнь. В Сибири начиналась стройка нового города Красноярск-45 и требовались молодые специалисты. Жизнь на новом месте складывалась интересно. Коллектив педагогов музыкальной школы, куда меня взяли на работу, был молодой и дружный, с трогательной заботой друг о друге. Нам было по 22-25 лет.
В 1965 году родился сын Юрий. Мальчик родился болезненным и слабым. Вердикт врачей был таков: «Менять климат, иначе потеряете сына». Не задумываясь, решили ехать на Кавказ: к теплу, фруктам. Но жизнь предъявляла новые испытания и новые переезды. И наконец, мы снова вернулись в Свердловск–44. Была весна, март, конец учебного года в школах. Устроиться на работу в течение месяца, чтобы не потерять трудовой стаж, было затруднительно. В сложное положение я поставила директора школы Игоря Трофимовича Скробова. Он человек добрейшей души – к людям всегда относился участливо. И меня не оставил без помощи, предложив работу концертмейстера.
Так я приступила к работе концертмейстера в классах Ольги Николаевны Первуниной (виолончель) и Галины Алексеевны Глуховой (скрипка). Через год меня назначили секретарем общих педсоветов, а позже перевели преподавателем в Вечернюю школу на фортепианное отделение. В то время заведующей отделением была Ольга Константиновна Соколова. Мы с ней сблизились. Когда Ольга Константиновна пошла на повышение, она рекомендовала меня на должность заведующего отделением «Фортепиано» Вечерней музыкальной школы. В должности заведующего я проработала 10 лет с 1977 по 1987 год.
Коллектив отделения Вечерней школы был интересный и творческий. В его состав входили: И.Д. Клементьева, А.А. Домбаева, Г.И. Степанова, Л.Б. Соловьева, Т.Г. Коновалова, Н.А. Миронович, преподаватели теоретических дисциплин Л.Н. Молчанова и О.В.Усольцева. В 1980-е годы влились молодые преподаватели Н.С.Петрович, Н.К.Бугрова. В 1990- годы – М.Н. Гордеева, О.П.Кузьмина, Е.В.Васильева. Мы все были очень молоды, активны во всех начинаниях.
Я с гордостью вспоминаю, что некоторые преподаватели Вечерней школы вошли в руководящий состав Детской школы искусств:
Ирина Дмитриевна Клементьева — 40 лет посвятила административной и общественной работе в школе. Активный секретарь комсомольской организации (1978-1988), завуч Вечерней музыкальной школы (1981-1991), заместитель директора по учебной работе и маркетингу (1991-2017). Всегда была обаятельным, доброжелательным общительным человеком и грамотным руководителем. Как организатор умела вдохновить, убедить словом, заразить собственным примером, повести за собой. Я до сих пор не могу понять, как ей удавалось охватить такой большой объём работы.
Татьяна Германовна Коновалова — заведующий фортепианным отделением Вечерней музыкальной школы (1987-1991), отделения «Юность» (1991-2005). Требовательна к себе и людям. Умела поднять настроение и направить работу в творческом русле. Много играла на сцене сольно, в ансамблях с преподавателями, учениками. 17 выпускников продолжили образование в средних и высших специальных учебных заведениях художественного направления.
Надежда Константиновна Бугрова – заведующий отделением Общего эстетического образования (2000-2013), отделения «Хоровое пение» (2013-2018), заведующий отделом с 2019 года. Её мобильность находит выход в творческой деятельности. Всегда была позитивно настроена на работу. Надежда Константиновна хорошо понимает природу ребёнка и увлекает детский и педагогический коллектив концертной и проектной деятельностью. Творчески продумывает все мероприятия.
Марина Николаевна Гордеева — заведующий отделением «Юность» (2005-2007), заведующий секцией концертмейстеров (2007-2015), заведующий учебным отделом (2015-2016), заведующий конкурсным отделом школы (2018-2019). Марина Николаевна логично и умно продумывала рост молодых преподавателей. До сих пор много времени отдаёт конкурсным и концертным мероприятиям. Ее исполнительское мастерство и концертмейстерская деятельность отмечены дипломами «Лучший концертмейстер». Любит музыку и сцену!
Хочу сказать, что, несмотря на сокращенный пятилетний курс обучения в Вечерней школе, у выпускников были очень сильные выпускные программы. Ребята играли две части сонаты или концерт, 2-х голосную инвенцию И.С. Баха, пьесы за 6-7 класс, этюды К. Черни соч. 299, И. Крамера.
Тамара Николаевна Гаврилова была ведущим преподавателем в школе по классу фортепиано. Главное её качество — интеллигентность, высокий профессионализм, любовь к музыке, детям, жизни. К коллегам и ученикам Тамара Николаевна всегда относилась с уважением, тактично, порой строго, но справедливо. Многие её ученики преподают в нашей школе. Мне были близки профессиональные и человеческие качества Тамары Николаевны в работе: кропотливый труд с каждым учеником, методическая направленность, подбор репертуара, уровень подготовки к выпускным экзаменам.
Среди моих первых. своих выпускников хочу вспомнить: Светлану Кузнецову, Светлану Пахтусову, Марину Гуру, Евгения Согу, Ларису Щекалёву, Маргариту Михееву, Елену Никитину. И все они стали профессионалами-музыкантами. За время педагогической деятельности из моего класса вышло более ста человек. И мне всегда хотелось передать ученикам частицу своего сердца, свою увлеченность, любовь к музыке и фортепиано. 15 человек выбрали профессиональный путь музыканта. Продолжают успешно работать в разных городах России: Минеральных Водах, Уфе, Верхней Пышме, Екатеринбурге, Новоуральске.
На самом деле секрет моего педагогического мастерства в глубокой вере в ученика. Мой девиз в педагогике: «Верить в каждого ученика, с разными возможностями!». И второй девиз: «Увлечь себя, увлечь ученика!»
Совместно со своей дочерью Еленой Валерьевной Васильевой, я всегда проводила много классных вечеров и классных коллективных уроков по чтению с листа, конкурсы «Кто лучше?». Много играла сама и сплачивала детей игрой в ансамбле в 4 руки. Всегда были призы: торты, шары, конфеты, игрушки. Все мероприятия объединяли детей и развивали интерес к музыкальным занятиям.
В школе я подружилась с Галиной Арсеньевной Клементовой. Наша дружба была бескорыстна, поэтому с семьей Клементовых сложились очень теплые отношения. Мы часто собирались по праздникам друг у друга дома и много пели. Пение — это моя душа, это моё призвание с детства. Игорь Борисович Клементов открыл во мне способность к вокальному искусству. Пять лет я наслаждалась общением со своим учителем. Выступала на сцене клуба «Строитель», в библиотеке, в дошкольных учреждениях. Я никогда не волновалась на сцене. Галина Арсеньевна была моим надежным концертмейстером. Она была очень жизнерадостным, жизнелюбивым человеком, с богатым чувством юмора, иногда очень своеобразным, присущим только ей одной. Она умела поднять настроение всем, вселить оптимизм, уверенность и вдохновить перед выступлением учащихся. Сама жила своим творчеством, самозабвенно любила свою работу, безотказно выполняла любые просьбы об участии в концертах, получая радость от искусства.
Я посвятила творчеству и музыкальному образованию 52 года. Это были самые счастливые годы моего становления и творческого роста. Я до сих пор люблю детей и музыку!
Желаю в 70-летний Юбилей школы, молодым преподавателям бережнее относиться друг к другу и детям. Помнить, что музыка учит нас сопереживать. А своим друзьям и коллегам желаю счастья, радости от соприкосновения с искусством и творчеством!

Наверх