МБОУК ДОД

button versia dlya slabovidyashih 01   

  • 3.jpg
  • 5.jpg
  • 6.jpg
ГЛАВНАЯ
СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
АФИША
ДШИ ОНЛАЙН
ПОСТУПЛЕНИЕ
РОДИТЕЛЯМ И УЧАЩИМСЯ
Объявления Расписание занятий Домашние задания
Сольфеджио Музыкальная литература Слушание музыки Хор Вокал История искусств Фольклорный ансамбль Народное музыкальное творчество Хореографическое творчество Искусство театра Подготовительный класс Оркестровый класс Изобразительное творчество Духовые и ударные, Диджеинг
Выпускникам Летний лагерь Родительский комитет Попечительский Совет Рекомендуемые образовательные ресурсы Система персонифицированного дополнительного образования детей СВЕДЕНИЯ Образовательные программы Антикоррупционное просвещение
РАБОТНИКАМ ДШИ
КОНТАКТЫ

Смирнова Евгения Николаевна

Творческая биография

Евгения Николаевна Смирнова – преподаватель высшей категории по классу фортепиано, ансамбля и аккомпанемента. Профессиональный стаж в школе 50 лет. Общий педагогический стаж 58 лет.

Музыкальное образование начала в школе десятилетке для музыкально талантливых детей при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского. С 1945 по 1953 годы занималась в классе Генриэтты Иосифовны Мучар.

Евгения Николаевна училась с одаренными ребятами, которые впоследствии стали известными музыкантами. Среди них: народные артисты Российской     Федерации Вадим Биберган, композитор, член союза композиторов Санкт-Петербурга, Владислав Казенин, председатель союза композиторов России с 1990 по 2014 годы, заслуженный работник культуры Российской Федерации Валерий Кичин, журналист, кино- и театральный критик, радиоведущий, обозреватель «Российской газеты». На профессиональное и человеческое становление и развитие личности повлияло общение с музыкантами высокого уровня. Школа-десятилетка была репетиционной площадкой для многих знаменитостей, которые своим примером увлекали искусством детей: Эмиля Гилельса (фортепиано), Давида Ойстраха (скрипка), Мстислава Растроповича (виолончель). Ощущение близости к музыкантам высокого статуса делало жизнь учащихся интересной и придавало домашним занятиям эмоциональный смысл.

В 1953 году Евгения Николаевна поступила сразу же на второй курс музыкального училища имени П.И. Чайковского (1953-1956). Занималась у преподавателя по специализированному фортепиано Миры Исаевны Олле. После успешного окончания училища в 1956 году, Евгения Николаевна получила направление в музыкальную школу города Алапаевска. В Алапаевске работала вместе с талантливым гитаристом Юрием Чесноковым, с которым училась в музыкальном училище и позже работала и общалась в музыкальной школе города Свердловска-44.

Будучи молодым специалистом, Евгения Николаевна, пристрастилась к музейным ценностям, к историческим памятникам архитектуры и живописи. Научилась общаться с детьми через музыку и искусство. В Алапаевске познакомилась с творческим художником и музыкантом Верой Борисовной Городилиной, которая в 1965 году в здании Алапаевской музыкальной школы открыла Дом-музей П.И. Чайковского.

В 1964 году Евгения Николаевна вместе с семьей переехала в город Свердловск-44 (Новоуральск) и продолжила творческую деятельность преподавателем по классу фортепиано на фортепианном отделении, а позже на Дирижерско-хоровом отделении.

Е.Н. Смирнова проработала в Детской школе искусств с 1964 по 2014 год. За это время выпущено более 100 выпускников. Многие из них выбрали профессию музыканта и работают в городе Новоуральске и городах России.

Евгения Николаевна всегда считала, что методическая работа помогает раскрыться в педагогической, исполнительской и педагогической деятельности. Поэтому так много уделяла внимание созданию методических разработок, среди которых:

– «Техническое развитие учащихся младших классов», представлена на конференции в Москве, удостоена Диплома Министерства культуры Российской Федерации;

– «По произведениям Анны Магдалены Бах» (аналитическое исследование разных редакций), использовалась в работе преподавателями школы;

– «Музыка для детей», игровая театрализованная постановка со стихами неоднократно была показана для учащихся общеобразовательных школ.

Ученики Евгении Николаевны Смирновой всегда выступали на сцене школы с яркими интересными программами.

Евгения Николаевна всегда была примером для учеников отношения к жизни, людям и добросовестной работы. Выступала на различных городских площадках города в фортепианном ансамбле с Валентиной Петровной Копаловой, в дуэте с Ольгой Николаевной Первуниной (виолончель).

За добросовестный труд и творческую деятельность имеет награды:

  • Медаль Ветеран труда (1989)
  • Медаль «Ветеран атомной энергетики и промышленности» (2020)
  • Грамота Управляющего Горнозаводским управленческим округом (2005)
  • Имеет грамоты отдела культуры Новоуральска и Свердловской области за вклад в развитие культуры школы и города.

1 сентября 2014 года Евгения Николаевна вышла на заслуженный отдых.


 Воспоминания о школе

Я родилась в городе Копейске Челябинской области. В шесть лет я осталась круглой сиротой и на воспитание меня взяла тетя, которую я стала называть мамой. Я переехала в Свердловск, областной город. Моя вторая мама работала в школе-десятилетке художницей, поэтому предложила и мне заниматься в школе, чтобы я была рядом с ней. Музыкальные способности позволяли мне учиться в десятилетке. Школа находилась рядом с нашим домом. Как только в семье появились деньги, для меня купили фортепиано. Позже я осознала ценность обучения в школе для одаренных детей. Это учебное заведение было организовано в годы Великой Отечественной войны (ноябрь 1943 года) приказом Комитета по делам искусств РСФСР как музыкальная школа-десятилетка при Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского для музыкально талантливых детей. Мне рассказывали, что министр культуры был в недоумении: «Зачем во время войны открывать музыкальные школы?» На что услышал ответ Иосифа Виссарионовича Сталина: «Зачем нам нужна победа, если мы не будем заботиться о талантливых детях?!». С нами работали прекрасные специалисты, профессора Свердловской, Московской, Ленинградской, Одесской консерваторий, которые в годы войны оказались в эвакуации. Я помню, это были очень интеллигентные люди, которые уважительно относились к нам, маленьким детям. Мы занимались в две смены. С утра до обеда проходили образовательные и теоретические предметы, а со второй половины дня — индивидуальные занятия по разным специальностям. Я училась с очень талантливыми ребятами. Среди них были: Вадим Биберган (преподаватель фортепиано Наталья Николаевна Позняковская), — ныне советский и российский композитор, член Союза композиторов Санкт-Петербурга; Владислав Казенин (преподаватель фортепиано Берта Соломоновна Маранц) — с 1990 года председатель Союза композиторов России. Крупнейшими коллективами школы-десятилетки в то время руководили известные музыканты: Владимир Александрович Глаголев (выпускник Ленинградской консерватории) — руководитель хора и Марк Изральевич Паверман (выпускник Московской консерватории, основатель Уральского академического симфонического оркестра и уральской школы оперно-симфонического дирижирования, — руководитель школьного оркестра. Велик и многогранен вклад дирижера М.И. Павермана в строительство музыкальной культуры советского Урала. Долгие годы он совмещал исполнительскую деятельность с педагогической. В стенах Уральской консерватории профессор Паверман воспитал десятки оркестровых и хоровых дирижеров, успешно работающих во многих городах страны. Творчество Марка Израилевича было отражением его человеческих качеств, высокой духовности, редкой интеллигентности и человеческой доброты. Маэстро скончался 13 июня 1993 года в Москве. В 1996 году на здании Свердловской государственной филармонии был открыт памятный знак М.И. Паверману. У входа в зал филармонии установлен бронзовый бюст дирижера. Камерному залу Свердловской детской филармонии присвоено имя выдающегося мастера. В здании детской филармонии открыт музей, посвященный дирижеру.

Нам ученикам, очень нравилось заниматься по хору у В.А. Глаголева. Хор был на высоком уровне. Мы много выступали. Владимир Александрович очень интересно с нами работал и каждого заставлял дирижировать исполняемые произведения. С первого класса был введен урок танца. Занималась с нами дочь легендарного балетмейстера Мариуса Петипа. И это было здорово! С пятого класса меня перевели в класс по фортепиано к Генриэтте Иосифовне Мучар. Это был профессионал высокого уровня, очень суровая и требовательная к ученикам и к себе. Генриэтта Иосифовна сразу предложила мне играть серьезное произведение Л. Бетховена Концерт № 2, три части. Работа над концертом потребовала много усилий и прилежания. Пятый класс я закончила с «отличием», а в шестом классе мне была назначена стипендия.

Культура преподавателей и детей повлияла на мое профессиональное и человеческое становление и развитие. Я была очень любознательна и пытлива. Школа-десятилетка в то время была репетиционной площадкой для многих знаменитостей. К нам приезжал Эмиль Гилельс (фортепиано), Давид Ойстрах (скрипка), Мстислав Растропович (виолончель). Музыканты занимались в одном из классов, который находился в фойе школы. Двери класса всегда были открыты. И мы, ученики школы, часами могли наблюдать и слушать, как занимаются музыканты. Эмиль Гилельс мог оттачивать один скачок до тридцати минут. А Мстислав Ростропович очень легко, с большим юмором общался с нами в перерывах между занятиями. Он отпускал шуточки, рассказывал прибаутки. А как преображался в работе за инструментом! Становился очень серьезным, занимался с интересом и увлеченно. Потом мы «за копейки» покупали контрамарки и ходили на все концерты приезжих исполнителей. Ощущение близости к музыкантам высокого уровня делало нашу жизнь интересной и придавало домашним занятиям эмоциональный смысл. Нам было стыдно приходить на урок неподготовленными.

После восьмого класса школы-десятилетки (1945-1953) я поступила сразу же на второй курс музыкального училища им. П.И. Чайковского (1953-1956). А когда успешно окончила училище, получила направление в музыкальную школу города Алапаевска. Нас приехало пять молодых специалистов по разным специальностям. Среди нас был молодой и талантливый гитарист Юрий Чесноков, с которым мы учились в музыкальном училище и позже общались и работали в музыкальной школе г. Свердловска-44. В студенческие годы он работал в оперном театре, пел в хоре, поэтому знал все оперы наизусть. Я знаю, что он снимался в фильме Свердловской киностудии «Во власти золота», где исполнял романс, аккомпанируя себе на гитаре. Вскоре Юрий Чесноков был востребован как артист, получил приглашение в Дом офицеров в Ансамбль песни и пляски и переехал в Екатеринбург. Юрий Кондратьевич Чесноков был человек высокой музыкальной культуры, оставил после себя огромное количество ярких музыкантов–исполнителей. Среди них: Александр Малюта, Евгений Кораблин, Александр Воронцов, Александр Гусев и другие… Его фамилия внесена в российскую музыкальную энциклопедию.

В музыкальной школе г. Алапаевска я преподавала фортепиано и с учениками занималась в большом зале, где играл на рояле маленький Петенька Чайковский. Из окон был виден завод, на котором работал управляющим Алапаевским горным округом отец Чайковского. Коллектив музыкальной школы города Алапаевска был молодой и творческий. Многие преподаватели очень хорошо рисовали, делились знаниями о художниках и композиторах. Будучи молодым специалистом, я пристрастилась к музейным ценностям, к историческим памятникам архитектуры и живописи. Я научилась общаться с детьми через музыку и искусство. Через три-четыре года школу отремонтировали. В 1965 году преподаватель Вера Борисовна Городилина открыла Дом музей П.И. Чайковского. Вера Борисовна — человек творческий: художник и музыкант. Именно она первой занялась изучением алапаевского периода жизни Петра Ильича Чайковского. Кроме этого, ей удалось собрать удивительную коллекцию музыкальных инструментов и их миниатюрных копий. В музее были представлены инструменты: виолончель, скрипка, рояль, флейта, цитра, пианохорд, окарина, фисгармония, музыкальные шкатулки и даже музыкальный графин.

В 1964 году с семьей я переехала в г. Свердловск-44 и устроилась преподавателем в музыкальную школу. Я была поражена молодым возрастом коллектива, его красотой и самодостаточностью. Меня встретили очень образованные, красивые, ухоженные и такие юные преподаватели: Нина Аркадьевна Чернова, Ольга Константиновна Соколова, Ирина Николаевна Волкова, Людмила Николаевна Шалимова, Людмила Николаевна Дзюбановна, Ольга Петровна Макарова, Наталья Валентиновна Ежелева (Петрик). Я всегда любовалась их внутренней душевной красотой и внешностью. Игорь Трофимович Скробов, директор школы, часто повторял: «У меня работают самые красивые женщины!», а иногда сетовал на женский коллектив «Только и гоняю ваших ухажёров!». Коллектив был очень дружный. Особенно мне была близка по духу Ольга Петровна Макарова. Её такт и обаяние привлекали многих коллег, родителей и учеников. Тамара Федоровна Захваткина — сначала как руководитель Дирижерcко-хорового отделения, позже заместитель директора школы, всех нас объединяла; вносила в коллектив сплоченность и творческость, каждого могла услышать и поддержать. Много лет я работала рядом с Ириной Николаевной Волковой. Это деликатнейший человек, грамотный профессионал, к мнению которого всегда прислушивался коллектив.

Я проработала в школе пятьдесят лет (1964-2014). Я благодарна своим родителям и всем людям, кто появлялся в моей судьбе. Но самое главное в нашей профессии — это ученики, наше будущее и наше богатство. Я выпустила из своего класса более 100 человек. Многие продолжают работать в детских сада и общеобразовательных школах города Новоуральска музыкальными руководителями и преподавателями музыки. У нас прекрасная профессия. Мы служим музыке и детям! Мы несем людям радость общения с искусством и друг с другом. В юбилейные дни школы хочу поздравить школу с 70-летием и пожелать своим коллегам долголетия, здоровья, успехов, и счастья!

Наверх